15.05.2009 в 14:52
" Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь..."
На этой неделе получила от Мiss_N долгожданную бандероль - фильм " Французская революция ". У меня, наконец, появилась возможность его спокойно и целиком посмотреть. Потому что от просмотра в 1996 году остались лишь смутные воспоминания. Писать о впечатлениях здесь не буду - мы много обсуждали эту картину в сообществе.
Просто после этого мне захотелось еще раз погрузиться в конец восемнадцатого века. Только не во Францию, а в Австрию - родину великого Моцарта. И какой фильм подходит как нельзя лучше? Конечно, " Амадей " М. Формана.
"Амадей" - без преувеличения один из лучших фильмов 80-х годов. Фантастическое сочетание музыки великого Моцарта, визуального ряда (чего стоит один только цвет!), режиссуры и актерской игры.
Ф. Мюррей Абрахам создал очень глубокий образ Сальери. На самом деле именно он главный герой: в центре картины его драма, кризис веры, вызванный соприкосновением с гением Моцарта.
А в роли последнего безупречен Том Халс: его неуместный моцартовский смех просто незабываем, во многом именно благодаря ему "Амадей" смотрится на одном дыхании.
В фильме нет ни одной лишней сцены - очень точная и логичная режиссура, внимательная к деталям. Блеска добавляют замечательные эпизоды, изображающие постановку моцартовских опер. И, безусловно, самая сильная сцена - когда умирающий Моцарт диктует Сальери "Confutatis" из Реквиема.
"Амадей" - просто изумительный, забавный фильм, но в то же время это очень серьезная история о гениальности, гибнущей от собственных слабостей, о посредственности, которая устраивает гению травлю, о власти и зависимости.
О, Моцарт, Моцарт... Хрустальный Моцарт! "Дрессированная обезьянка", играющая в детстве на потеху коронованным особам, сочиняющая свои первые симфонии и концерты в начальные десять лет жизни.
Форман уводит от общепринятого мнения о том, что Сальери убил его, отравил. Вспомните великолепного И. Смоктуновского или В. Золотухина в роли великого композитора. Мы привыкли к пушкинской трактовке, возможно, она мешает восприятию видения Формана.
И здесь - Сальери, магистр ордена посредственностей, окончивший свою жизнь в психушке. Вы слышали его музыку? Я -да... И музыка Сальери, этого "мерзавца и интригана", потрясла меня. Он был талантлив. И... дружил с Моцартом. Но слухи, слухи... И не убивал Сальери Моцарта. Ученые доказали это, и завистником он не был. "Амадей" - "фантазия, основанная на фактах", по признанию создателей фильма. История любви - ненависти Сальери к "гуляке праздному" Моцарту целиком и полностью вымышлена.
Она сильно отличается от классической версии легенды: "черный человек", заказавший REQUIEM, - сам завистливый придворный композитор... Зато досконально точно выписан исторический фон. Самый дотошный зритель не обнаружит ни единой электрической лампочки, ни единого синтетического парика.
Моды, грим, убранство помещений, балетные па и похоронные дроги именно такие, какими были во времена Моцарта. Роль Вены сыграла Прага - единственный город в Европе, лик которого не изменился за последние два столетия. А "Дон Жуан" идет в том самом пражском театре, что и в 18 веке - где дирижировал сам Моцарт.
Фильм потрясает. Я понимаю тех, кто не принимает Моцарта таким, как показал его Форман - хихикающим придурком, гоняющимся за дамочками. Но очевидцы вспоминают, как уточненный ("хрустальный", как я его называю) композитор стрелял хлебными шариками в нарисованную на стене задницу. Ничто человеческое ему не было чуждо...
Приход человека в черном и звучащий "Реквием" - эта сцена роднит формановскую ленту с нашей, снятой в далекие времена - у нас этот фрагмент переходил в изображение торжественного церковного хора в готическом храме. Мороз по коже... Божественная "Lacrimosa"...
А каков эстет-император? Ох, уж эти просвященные монархи, разбирающиеся в искусстве. Но хорош, очень хорош. И фактурен.
Режиссер дает свою трактовку истории (насколько я помню, композитора хоронили в снегопад, и за его гробом шел только один этот хитрый итальянец), и я вливаюсь в эту историю, проникаюсь отчаянием Сальери и... понимаю его. Но Амадей - превыше всего!
Некоторые факты и отрывки из рецензий взяты из интернета