25.02.2010 в 15:49
Пишет  Lucrezia di Borgia:

О традициях и настоящем искусстве
Иногда я делаю пробег по дневникам - читаю избранное избранных. Не всех, конечно, на всех у меня, естественно, не хватает времени. Только посты тех, кто связан каким - то образом с музыкой. Недавно в одном из комментов моей ПЧ наткнулась на высказывание одной девицы (а разговор шел об исполнении " Рассказа Мадлен " из " Андре Шенье". Девица с пеной у рта доказывала, что слушать надо исключительно Тебальди, что это - настоящее исполнение. В лучших традициях, так сказать. Ну или что-то вроде этого. Я вот сначала решила ответить на это весьма необоснованное восклицание, что вообще-то у всех разное восприятие на подобные исполнения - кому-то ближе (как, например, мне) Мария Каллас в данной партии, кому-то Норма Фантини, кому-то та же Анна Шафажинская...Потом подумала и решила, что не стОит. Нет смысла доказывать что-то зацикленным на подобных вещах людям...Да и ко всему прочему это - только предисловие к размышлениям.
Вообще, когда в искусстве говорят о традициях, это слово употребляется обычно с тёплым, положительным оттенком, дескать, традиции — это прекрасно. На самом же деле ничего хорошего в них нет. Не надо забывать, что слово традиция имеет общий корень с таким широко известными всем любителям оперы итальянскими словами, как tradire, tradimento, traditore — предавать, предательство, предатель. Традиции в искусстве — это и есть самое настоящее предательство тех целей, ради которых искусство, собственно, и существует.
Мне очень понравилась рассуждения на подобную тему музыковеда А. Гопко, отрывки из которой есть смысл привести ниже. Плюс - мое собственное восприятие.
"Один немолодой и весьма почтенный баритон с восхищением пересказывал мне слова какого-то итальянца, что, мол, "традиция — это когда ты лежишь у мамки в брюшке и слышишь, как надо петь". Сказано красиво. Но что можно услышать из мамкиного брюшка? Очень и очень разное. Даже в Италии. Можно Майкла Джексона, можно Челентано, можно "Ошьи шьорные" в исполнении Паваротти… Но дело даже не в этом, а в том, что если ты вылезаешь из брюшка, уже зная, как надо петь, то лучше тебе не петь никогда. Ибо искусство — это поиск. Плох тот певец, который знает, как надо петь. Плох тот режиссёр, который знает, как надо ставить. Плох тот писатель, который знает, как надо писать и т.д.

"На моих глазах автобус столкнулся с камазом". "Я пробовал тушёные крокодильи хвостики". "Я видел бородатую женщину". "А мне посчастливилось услышать из пятого ряда седьмого яруса, как великий тенор Базилио Пуппини взял своё легендарное до". Всё это высказывания одного порядка, и к искусству они не имеют никакого отношения.

Вспоминается злая шутка противников Верди, придуманная ещё при жизни композитора. Что самое знаменитое у Верди? "Трубадур" (на тот момент это было так). Что самое знаменитое в "Трубадуре"? Стретта Манрико. Что самое знаменитое в стретте Манрико? Конечно же, верхнее до! Да, но у Верди этой ноты нет. Самое знаменитое у вашего Верди написано не им!

Прошло уже больше полутора веков, а эта безвкусная крикливая нота до сих пор торчит, как заноза, в теле многострадального "Трубадура". Доходит до того, что тенора транспонируют эту арию, чтобы вместо несуществующего до брать несуществующий си-бемоль! А когда лет десять назад Риккардо Мути в "Ла Скала" убрал это до к чертям собачьим, разразился настоящий скандал, поднятый ревнителями "традиций из брюшка".

читать дальше

Я видела много постановок "Евгения Онегина". Одни были получше, другие похуже. Но мне не встретилось ни одной, из которой современные онегины могли бы увидеть, что эта история имеет к ним самое непосредственное отношение.

Я видела много постановок "Тоски" и множество раз слышала арию Vissi d’arte, vissi d’amore. Однако ни разу не наткнулась на исполнение, из которого современные тоски поняли бы, как это бывает безнравственно и опасно — жить только искусством и любовью.

Оперные традиции сейчас не так сильны, как несколько десятилетий назад. Оперный театр стал более разнообразным, и новый главный "тренд" пока что не виден. Возможно, именно сейчас решается судьба оперы — сумеет она порвать с традициями и занять достойное место в интеллектуальной жизни человечества или, наоборот, окончательно увязнет в них и превратится в ископаемое наподобие китайской оперы и театра кабуки.

Тот факт, что ходить в оперу сейчас модно, ни о чём не говорит. Залы традиционных восточных театров тоже битком набиты ничего не понимающими туристами. И в мавзолеи порой выстраиваются огромные очереди…

URL записи