Во первых строках сего письма... (с)
Я прошу распространить этот пост как можно шире. Это очень и очень важно. Это не попытка раскрутки. Хотите - можете копировать пост без любых ремарок на меня, без ссылки на дневник, без упоминания моей книги. Это не раскрутка. Это и правда очень, ОЧЕНЬ важно!!!
Во вторых строках скажу следующее: мы не обсуждаем здесь нужность и полезность жанров фэнтези и фантастики, равно как не обсуждаем отдельные произведения, авторов, etc. Речь - о проблеме. Если вас это не касается - пожалуйста, пройдите мимо.
Да, за попытки троллить, за оскорбления, и так далее - банить буду нещадно.
Надеюсь, не понадобится.
Написать сей пост меня побудил целый ряд факторов. Началось все довольно давно, еще с переписки с некоторыми читателями… скажем так, с большинством читателей. Сегодня же мне попалась на глаза пара статей со ссылками, по ссылкам – записи в ЖЖ некоторых коллег-писателей. Я почитал, подумал – и пошел по электронным библиотекам. Смотреть, так сказать, статистику. Ах да, еще я недавно имел разговор с главным редактором ЛенИздата, сиречь, Ленинградского издательства, Сашей Сидоровичем. И из всех этих факторов сложилась сегодняшняя запись.
Поведаю я вам сегодня о копирайтах, о борцах за копирайты, о свободе распространения результатов творческого труда, о борцах за эту свободу – читай, пиратах – и так далее.
Особо нового – не поведаю. Здесь, так сказать, общая выжимка, ну и ряд ссылок. Плюс, естественно, мой личный взгляд на сие, с позволения сказать, явление.
Также этот пост есть частичное объяснение объявления, которое касается лично меня и моих читателей, и будет размещено в моем разделе на СИ, в моей группе ВКонтакте, и, разумеется, в моем дневнике.
Начнем.
• 1. «Книги – искусство, искусство должно быть бесплатным!»• 1. «Книги – искусство, искусство должно быть бесплатным!»
И начнем с такого явления, как бесплатные сетевые библиотеки, бесплатное распространение книг, и так далее. Да, говорю я о книгах, так как мне оно всего ближе, но с тем же успехом весь нижеследующий текст применим к авторской музыке, к примеру.
Итак, есть человек, который хочет прочитать книжку. Что он делает в наше продвинутое время? Правильно, идет в инет, и качает с флибусты/либрусека/нужное вписать, их много. И многие из тех, кто сейчас читает эти строчки, делают точно так же. Причин много, а еще больше можно придумать: бумажные книги дорогие, в вашем городе мало книг, а заказывать через инет не умеете, слишком много читаете – на книги всех авторов (даже любимых) денег не напасешься, в комнате места нет – книги ставить некуда, руки больные – книгу на весу держать сложно. Причины как реальные, так и… сами видите.
Причем 95 процентов этих людей не видят в своих действиях ровным счетом ничего предосудительного. А некоторые и вовсе считают, что автор должен быть счастлив – его же ЧИТАЮТ!
Но – большая часть людей – работает. Возьмем, к примеру, диалог с одним моим знакомым, который точно так же убеждал меня, что я должен быть счастлив от того факта, что меня читают, и вообще – у меня такие хорошие книги, бла-бла-бла. Разговор у нас состоялся примерно такой (назовем этого человека С., к примеру):
Я: Вот скажи, кем ты работаешь?
С: Сантехником. Унитазы чиню.
Я: Окей. Смотри, приходишь ты к кому-то чинить унитаз. Красивый, блестящий унитаз. Ты его починил, говоришь: «С вас триста рублей». Тебе в ответ возмущенно: «Но это такой прекрасный унитаз, ты должен быть нам благодарен, что мы позволили его чинить!». И еще: «И ты так хорошо чинишь, мы прониклись! Так зачем тебе еще деньги?».
А и в самом деле – зачем? Зачем человеку получать деньги за свой труд, если он (не в случае сантехника) получает за этот труд моральное удовлетворение, а люди проникаются результатами его труда? Зачем человеку творческому деньги? Простите за грубость, но затем, что балерины тоже какают. А писатели, поэты, музыканты – имеют привычку что-то кушать, где-то жить, платить за жилье, носить одежду, которая тоже не бесплатна. Одним словом – жить. И жить в нашем отнюдь не коммунистическом обществе, ибо другого нема. А жить, вы не поверите, надо на что-то!
Вернемся к библиотекам.
Я специально прошелся по ряду различных сетевых библиотек, самых разных. Посмотрел на число скачиваний моих книг. Вспомнил последний разговор о допечатках, когда мне было прямым текстом сказано: «Твои книги лежат на складе, ну о каких допечатках может идти речь?». Мне тогда стало грустно – меня не читают. А сегодня я статистически убедился – читают. И хвалят. И нравится. Но – не покупают.
Логично, да. Зачем покупать, если можно взять бесплатно? Нет, не так. Зачем покупать, если можно безнаказанно украсть?
Да-да, именно так. Безнаказанно украсть. Потому что те, кто скачивает книги бесплатно, не покупая даже особо понравившиеся – ворует. Ворует у писателей, которые трудились, работали над книгой. Как бы неприятно это ни звучало, но люди, принципиально не покупающие книг – или не переводящие некоторую материальную благодарность автору, при том имея возможность, т.е. не нищие студенты – именно воруют у авторов, которым пишут восторженные комментарии, и пресловутое «аффтар, пеши исчо». О проистекающем – дальше. • 2. «Аффтар, пеши исчо» и «А когда прода?».• 2. «Аффтар, пеши исчо» и «А когда прода?».
Наверное, многие заметили, что в последнее время я пишу мало и выкладываю редко. Может, кто-то даже подумал, что что-то случилось. Однако я получил несколько писем, содержащих неприкрытое: «Автор, а чегой-то ты так обленился?»
Я ответил – и отвечаю, и буду отвечать – следующее:
Люди, если вы не прекратите воровать книги – мы, писатели, вообще перестанем писать. То есть, полностью перестанем. Потому что мы живем на гонорары. А вы делаете все, чтобы эти наши гонорары становились все меньше и меньше, и понемногу доведете до того, что гонорары исчезнут вообще. И нам придется искать другой способ зарабатывать на жизнь. Далеко не каждый может совмещать зарабатывание денег и творческий процесс. Я, к примеру, не могу. То есть, писать остается только в выходные. А один день надо все-таки отдыхать. Итого – остается один день в неделю, если брать стандартные рабочие пять дней. Дальше на своем примере – только вы учтите, что у меня достаточно высокий показатель скорости (когда пишется).
За один день я пишу около 20 тысяч знаков с пробелами по статистике Ворда. Книга – это минимум 560 тысяч. Дальше – простейшая арифметика. Делим 560 тысяч на 20 тысяч, получаем 28 рабочих дней. То есть, в нашей схеме – 28 недель. В среднем – полгода. Прибавляем к этому: работу над книгой перед ее началом, работу над книгой после ее завершения, редактуры, правки, и так далее. Учитываем непредвиденные обстоятельства, творческие кризисы, и все прочее. На выходе – год. Да, одна книга в год. И на эту книгу будет потрачено очень много выходных. Как вы думаете, многие писатели знают арифметику хуже?
Так что – вы скачиваете, сиречь, воруете, ну а нам ничего не остается, кроме как перестать писать. Потому что нам надо жить.
Кто-то скажет: «Но ведь книги все равно издают, ведь все равно есть люди, которых хлебом не корми, дай живую книгу в руках подержать!». Да, такие люди есть. За их счет выходят первые тиражи, часть которых оседает на складе, и, соответственно, о допечатках речи не идет. И это не дает возможности прожить. Даже элементарно прожить, не говоря уже о том, что писатель – тоже человек, и хлеб хочет кушать с маслом, и мясо на обед – не только по воскресеньям, и отдохнуть у моря тоже не плохо бы.
Или вы правда думаете, что писатели через одного получают миллионы? • 3. «Вам и так издательства дофига платят!»• 3. «Вам и так издательства дофига платят!»
Весьма распространенная отмазка перед собственной совестью – «ну и что, что я книгу не куплю, ну, не получит автор лишних сто рублей, не помрет он от этого». Развею сие заблуждение – или все-таки удобное самооправдание? – на примере имеющегося у меня на руках договора и такой же статистики.
Моя книга «Культ Порока. Адепт». Стоимость в магазинах – примерно сто сорок рублей, по крайней мере, в Питере. В договоре с издательством ЭКСМО я читаю: отпускная оптовая цена экземпляра – 67 рублей 32 копейки. То есть, больше половины суммы – это накрутка фирмы-продавца. Я лично получаю – 10 рублей 10 копеек за экземпляр. И, поверьте, это еще очень неплохо! Да, тираж – 5000 экземпляров (не напутайте, не прочтите случайно 50 тысяч, их там пять!). Итого – посчитать просто: Пятьдесят тысяч пятьсот рублей. Только не забудьте вычесть налог 13% - да, я его плачу, смешно, понимаю. Я работал над книгой три с половиной месяца. За три с половиной месяца работы я получил пятьдесят штук. Миллионы, правда?
Вернемся к первой части отмазки, которая теперь звучит еще внушительнее: «ну, не получит автор лишних десять рублей»…
Все так. Не получит. И от потери десяти рублей не обеднеет. Но! Смотрим статистику. Количество скачиваний – то, что я насчитал там, где можно было скачать – около десяти тысяч (это только "Культа". Теперь умножаем на десять рублей, и получаем... то есть, не получаем.
Вот такие миллионы, господа борцы за свободу распространения. • 4. «Но ведь книги действительно дорого стоят!»• 4. «Но ведь книги действительно дорого стоят!»
Согласен. Полностью согласен. И не буду говорить, что это не наша вина, так как она и не ваша.
Я понимаю, что действительно не у каждого есть возможность покупать все книги, которые хочется прочесть. Даже самых любимых – которых может быть пара десятков, и у которых выходит суммарно книг семьдесят в год, что в очень усредненном варианте дает нам чуть меньше тысячи в месяц на книги. Даже такая сумма для нищих россиян может быть великовата. Тем более, что большая часть пойдет отнюдь не любимому автору.
Но у большинства авторов сейчас есть всякоразные электронные кошельки и счета, доступные в интернете. Что мешает скачать бесплатно штук десять книг писателя, а коли понравился – взять, да кинуть ему на счет рублей сто? Да, не сумма. Для одного человека, если он не в полном кризисе – и вовсе не деньги по нынешним временам. А два человека – уже двести рублей. А десять – тысяча. И так далее.
И вам дешевле, и совесть ваша чиста, и писателю есть на что кушать, и деньгохлебы в виде фирм-продавцов не у дел.
Это один из вариантов решения проблемы. Беда в том, что мало кто готов поблагодарить за чужой труд денежкой, когда можно безнаказанно стырить. Психология халявы. Если есть бесплатно – зачем платить? Ну и что, что краденое… • 5. «А вас что-нибудь еще волнует, кроме заработать деньги?»• 5. «А вас что-нибудь еще волнует, кроме заработать деньги?»
Если бы меня волновало только «заработать деньги», я бы не писал книги – я бы успешно крутил бизнес. И, поверьте, далеко не только я. • 6. «Сам, небось, бесплатно качаешь!»• 6. «Сам, небось, бесплатно качаешь!»
Качаю. Бесплатно. И читаю. Потому что ширпотреба появилось – неимоверное количество. Так вот, качаю – бесплатно, читаю. Если нравится – иду и покупаю. Или перевожу деньги автору. Потому что знаю, о чем идет речь. • А теперь – о самом поганом.• А теперь – о самом поганом.
Самое поганое, что вот эта вот прикрытая благородным робингудством пиратская команда не только обворовывает писателей. Погано то, что вас, читателей, приучают воровать. Недавно был такой случай – один мой знакомый жаловался. К слову, человек небедный, хоть и не миллионер, конечно же:
Он: "У писателя такого-то новая книга вышла! Я его книги обожаю, блин. Но ее нигде не взять! На либрусеке нету, на альдебаране нету, даже на флибусте нету, что за блин!
Я несколько обалдел, говорю: «Вчера в книжном видел, зайди да купи!».
Он вытаращил глаза: «Как – купить??? Блин, ладно, подожду, через недельку кто-нибудь отсканит и выложит на флибусте».
При том, что человек получает в месяц столько же, сколько я за того несчастного «Адепта». И он действительно не понимает, зачем покупать, когда можно так. Это уже вбито, это уже въелось. Это кажется нормой. • Цыфири напоследок:• Цыфири напоследок:
«Уровень легальных продаж электронных книг в России не превышает $600-800 тыс. в год. При этом не менее 95% закачек в рунете приходятся на пиратскую продукцию, объем которой в деньгах составляет около $7-8 млн в год. Рынок легальных электронных книг, испытывавший рост благодаря запуску новых проектов в 2008-2009 годах, начал стагнировать в 2010-м и может продемонстрировать падение уже в 2011-м, считает господин Бартенев. "При отсутствии политической воли к борьбе с пиратским распространением книг и поправок к законодательству, позволяющих эффективно привлекать к ответственности провайдеров, рынок электронных продаж станет полностью нелегальным. Это отразится и на рынке печатных книг — прежде всего черно-белых,— который может упасть на 30-40% в ближайшие три-четыре года"»
ссылка на источник информации в "ссылках" • Резюмируя (плюс ссылки)• Резюмируя:
Читатели книг! У вас есть возможность бесплатно брать книги с бесплатных библиотек. У вас есть возможность бесплатно пользоваться результатами чужих трудов. У вас есть возможность обворовывать таких же живых людей, как и вы. У вас есть возможность истребить само понятие «современная художественная проза; жанры: фантастика, фэнтези». У вас есть эта возможность. Но я прошу вас ею не пользоваться.
Можете купить в бумаге, хотя бы книгу в месяц – купите.
Не можете купить в бумаге – скачайте. Дальше – пункт 4, третий абзац.
Не можете перевести в силу серьезных причин – вас никто не осудит.
Нет, я не считаю, что «нет денег – нет и книги!». Но если есть реальная возможность выразить свою благодарность материально – что мешает вам это сделать?
• Ссылки:
Про цыфири подробнее + источник
Открытое письмо Медведеву (можно подписать)
Мнение писательницы Юлии Набоковой
Мнение писательницы Анны Одуваловой
Мнение писателя Владимира Василенко
Но для нас это двойной перевод валюты (Br-Wm-Rub), из-за которого теряются проценты. И за дорогую книгу приходиться платить не 150 руб, а 35-40 т. р., что в 3-4 раза дороже.
Ваш случай - скорее, все же исключение из правил.
"Не можете перевести в силу серьезных причин – вас никто не осудит. " - как раз этот случай.