Алёна Маслакова
КАЛИГУЛА
Потрясающий спектакль!
Прежде всего, мне хочется отметить режиссёрскую трактовку образа Калигулы. Понятно, что сыграть всю книгу Камю целиком невозможно. В таких случаях перед создателем спектакля неизбежно встаёт проблема выбора линий, присутствующих в известном произведении. И Микаэль Штерн делает этот выбор в пользу Калигулы. В спектакле, по сравнению с книгой, меньше юмора, разве что печальная ирония самого главного героя. Но это лишь повышает накал эмоций. Сам Калигула – мятущийся и страдающий – безусловно, вызывает симпатию зрителя. Его жестокость – не от хорошей жизни. Скорее, это попытка самозащиты и самоидентификации, он не жаждет власти, скорее, тяготится ею.
Он ищет общечеловеческих ценностей – любви, верности, искренних чувств, обращённых на Калигулу-человека, а не на правителя. Всё это, столь необходимое ему и столь недоступное, наверное, ни одному главе государства, воплощается для него в образ луны. Вот она – так близка, так очевидна – протяни руку. Но в руке снова пусто, а луна остаётся недосягаемой. И Калигула находит символ, знак всего того, что ему недоступно – хрустальный шарик, легко и гармонично ложащийся в ладонь.
У меня есть точно такой же шарик. Я привезла его из-за границы, из крохотной старой лавочки, не одно десятилетие назад. Он воплощает для меня покой. И я часто смотрю на него по ночам, когда не спится, и пытаюсь согреть в ладонях… Однажды я взяла этот шарик на дискуссию о добре и зле, куда было предложено принести реалии, отражающие для нас добро и зло. Все остальные реалии, принесённые множеством людей, спокойно лежали на столе. И только мой любимый шарик постоянно путешествовал по рукам, каждому хотелось погреть его в ладони, прикоснуться, ощутить его сладкую тяжесть и гладкость, почувствовать на лице солнечные зайчики, сотворённые им из света лампы… Он настоящий, подлинный. И эта подлинность горит в нём негасимым светом. Он – воплощение покоя и гармонии.
Едва я увидела такой же шарик в руке Калигулы, как мгновенно отозвалась всей душой, будто струну в душе дёрнуло! Такое горячее до боли понимание и сочувствие… Я не испытывала ничего подобного ни при чтении книги, ни на других спектаклях по ней. И суть, конечно, не в шарике. Шарик – лишь знак, молчаливый крик души. Результат неназванного, но ощутимого и неизмеримо важного договора с самим собой.
Конечно, ничего не произошло бы без точной и острой игры актёра, играющего главную роль – Александра Вахромеева, его самоотдачи и органичности. Удивительно, как такой молодой актёр смог пропустить через себя и послать в зал столь сложный комплекс чувств, заразить ими зрителей. Его умение перевоплощаться, его искренность и многогранность поразительны. Очевидно, что перед нами большой Артист.
И остальные актёры достойно поддерживают его, освещая образ Калигулы с разных сторон.
Мне очень понравились и костюмы героев, и лаконичные, но очень выразительные, благодаря режиссёрским находкам, декорации. По ассоциации я вспомнила высокую условность металлических листов - декораций в спектакле «Мастер и Маргарита» во МХАТе им. Горького. Но это уже после спектакля. Во время него я была полностью захвачена действием и игрой актёров.
А вот работу светорежиссёра я хочу отметить особо. Свет (и неотделимые от него тени) в этом спектакле играют особую роль. Иногда силуэт актёра за подсвеченной ширмой может сказать нам больше, чем сам актёр. И тень, которую отбрасывает актёр на луну, говорит больше слов.
В спектакле «Калигула» театра «Своё время» воплотились все яркие достоинства этого талантливого коллектива. Этот спектакль может стать настоящей визитной карточкой театра.
@темы: Калигула, Я и брат мой шут, Все - в Свое Время, Наш Театр, Позитив