Задал я вопросы знающим человекам, получил ответы. Как говорится, поможите, люди добрые, перетолмачить этот абырвалг на удобопонятный язык, выжмите мне из этого сухой остаток, а то у меня сейчас взорвется мозг и я пойду убивать. Я из этого дела понял только одно: если стараться быть законопослушными,проще все бросить и начать с нуля.
Собственно, разговор
Вопрос: У меня есть 10 спектаклей, из которых полностью моя музыка только в одном, в остальных есть либо целиком не мои вещи, либо нарезка (монтаж из кусков чужих вещей, моих дописок, звуков из шумотеки, голосов артистов моих и прочих спецэффектов). Т.к. мы выходим на платные дела, надо срочно-срочно на все это дело оформлять права, чтоб не докопались со штрафами.
Ответ:Здорово. Спектакль - сложное произведение ст.1240 ГК РФ. Все, что создается специально - ясно Ваше (но тоже надо оформлять). То, что ранее создано и включено Вами - надо очищать - получать лицензию на включение в состав (во вложении файл-пример для включения музыки в состав). Есть хороший такой п.2. ст.1240 - даже если ранее создано и ты получаешь лицензию ограничить использование в составе ни-ни.
Хорошо бы понимать что за произведения вы использовали в составе, правом какой страны они охраняются? Российские - ищем правообладателей через РАО (может вообще выясниться что срок охраны истек), заключаем лицензии, иностранцы - сложнее, особенно америкосы) Вобщем рассуждать теоретически можно, но нужно понимать практически чего вы туда понапихали. На будущее есть произведения public domain (уже в общественном достоянии). Дальше скину еще справочно откуда можно музыки бесплатно нарыть и включить в состав.
Скорее будут не штрафы, а мировые соглашения. если правообладатель ПМИ или т.п., то они Вас сразу разыщут сами и предложат мировое. Российские произведения, как правило, не сильно дорогие. В целом, это вопрос денег. Вы можете выйти на коммерческие отношения и решать проблемы по мере поступления претензий, т.е. платить и еще раз платить. Вас нашли - вы опа и купили лицензию.
Вопрос: Что делать со всей этой музыкой??? Заново переписывать? Не хотелось бы. Как можно и фонограмму спектакля сохранить, и в тюрьму при этом не сесть?
Ответ: В тюрьму не потащут, денег попросят.
Вопрос: Ну и то же самое касается и, собственно, сценариев. Сильно я сомневаюсь, что мне удастся найти переводчиков, на основе чьих переводов некоторые у меня написаны. Хотя бы потому, что многие уже умерли. Да и с авторами та же петрушка. И как с этим поступить?
Мне посоветовали ехать в Хохляндию, оформлять международные права и класть на РАО жирный болт. Что думаешь?
Ответ: Воровство и нарушение закона, ахах. Сценарист - один из авторов вашего спектакля, то бишь сложного объекта. Это уже серьезнее. Должны были получать права на переработку литературного произведения в сценарий спектакля (у нас это экранизация). Ну можно решить по мере поступления проблем. Как юрист - против)
Болт положить можно, что вы уже и сделали, создавая сложный объект без очистки прав как таковых. Краткая справка: объект авторского права охраняется с момента его выражения в объективной форме, его не надо регистрировать. Это не изобретение и не товарный знак. Мне даже интересно как Вам посоветовали осуществить регистрацию? Законодательство хохлов похоже на наше (у нас есть партнеры хохлы). Есть, так называемые, "коллекторские агентства", организации которые осуществляют защиту интересов авторов на коллективной основе - это РАО в РФ, такие организации есть по всему миру. Через них обычно разыскивают правообладателей.
в продолжение нашей темы - направляю Вам в помощь варианты подбора музыки, а именно следующие ссылки и разъяснения:
1. archive.org - содержит материалы, либо находящиеся в Public Domain (общественном достоянии), либо выложенные под лицензией семейства.
2. CC (Creative Commons). Если вопросов по возможности использования находящихся в Public Domain материалов не возникает, то CC - более сложное явление. Различаются лицензии CC наличием\отсутствием определенных атрибутов, которые определяют объем возможного использования -creativecommons.org/licenses/
Для целей использования в составе наиболее удобной лицензией CC является лицензия CC BY, позволяющая использовать материал в неограниченном объеме как в некоммерческих, так и в коммерческих целях, но при условии, что автор данного материала будет указан в титрах. Остальные атрибуты делают лицензию всё более сжатой, SA - ограничивает возможность использования объекта с включенным в него материалом на каких либо условиях, отличных от предусмотренных для материала, ND - исключает право на переработку произведения, NC - исключает коммерческое использование, и т.д. При этом, всегда есть возможность связаться с автором материала, выложенного по CC-лицензии с ограничениями, не удовлетворяющими нужды включения в объект (т.е. все CC-лицензии, кроме CC BY), для заключения отдельного лицензионного договора, который, правда, уже вряд ли будет безвозмездным
...Меньше всего на свете хочу рыться в поганом англоязычном набитом попсней сайте, выполненном в разрывающем глаза больничном бело-серо-синем дизайне и искать, чем заменить ту музыку, которая у нас была использована. Мне проще одолжить денег у кого-нибудь, купить ящик энергетика и написать всю музыку заново. А в этих лицензиях я нихера не понял, хоть вы меня режьте. Мое дело - спектакли ставить и кино снимать, мне для уразумения тонкостей всего этого крючкотворства хитрожопости не доложили при сборке. Так что нужен толмач.
Те же вопросы, но отвечает другой специалист
Всю жизнь автора произведения + 70 лет после смерти действует исключительной право автора на использование этого произведения. То есть использовать его без разрешения автора (лицензии) нельзя в общем порядке (есть исключения, но не для Вашего случая). Это касается как произведения целиком, так и его фрагментов. Соответственно, если у Вас в нарезке звуков есть фрагменты, на которые не истек срок действия исключительного права - могут возникнуть проблемы.
Все вышеназванные положения касаются как платных спектаклей, так и бесплатных.
Касательно той музыки, которую вы создали сами, пусть и из фрагментов - она является объектом Вашего авторского права априори. Но здесь есть небольшой конфликт интересов: не смотря на то, что окончательная подборка является Вашей по полному праву, фрагменты, не перешедшие в общественное достояние не могут использоваться без разрешения. Касательно исключительного права автора - статья 1270, касательно производных произведений - статьи 1259, 1260.
15.06.13
Ответственность в соответствии со статьями 1250, 1252, 1253, 1301. Компенсация идет достаточно внушительная.
Сама постановка и фонограмма под нее признается объектом смежного с авторским права, то есть Вашей в соответствии со статьей 1304
Все статьи - часть 4 гражданского кодекса.
По поводу сценариев - тот же случай, что и с музыкой. То есть, все, сто не перешло в общественное достояние не может использоваться свободно.
Насчет регистрации авторского права на Ваши произведения в Украине - это не избавит Вас от ответа за то, что Вы используете (?) произведения, находящиеся под действием исключительного права автора. Как раз то, что переработанные произведения - Ваши, не должно вызывать сомнений. Сомнение может вызвать только то, из чего они состоят.Те же вопросы, отвечает третий специалист
Срок охраны авторских прав в соответствии с Бернской конвенцией – 70 лет после смерти автора. Далее произведения переходят в общественное достояние и имеется возможность свободного использования произведений. Свободное использование произведений – это использование произведений без разрешения на то автора и без выплаты авт. вознаграждения, но с соблюдением права авторства, прав на имя и на защиту репутации автора.
Однако Правительство РФ может за использование на территории РФ произведений, перешедших в общественное достояние, устанавливать случаи выплаты спец. отчислений в профессиональные фонды авторов, а также организациям, управляющим имущественными правами авторов на коллективной основе, в размере не более 1% от прибыли, полученной за использование таких произведений. То есть данные выплаты возможны только при наличии билетов на Ваши спектакли и получении прибыли.
Кроме того ст. 1274 ГК РФ устанавливаются случаи свободного использования произведений в информационных, научных, учебных или культурных целях. П. 3 данной статьи устанавливается, что правомерно создание пародии на основе оригинального произведения без выплаты автору вознаграждения, то есть если использовать данный пункт, то следует вносить изменения. Возможно этот вариант подойдет для каких-либо спектаклей, на Ваше усмотрение.
Аранжировки в авторском праве являются производными произведениями. Так же если какой-либо рассказ Вы видоизменяли до сценария и как следствие до театральной постановки, то это тоже является производным произведением. Права на данные произведения принадлежат их создателям, при условии соблюдения ими прав автора произведения, подвергшегося переводу, обработке и т. д.
Что касается 4 пункта, затрудняюсь сейчас дать ответ, просмотрю позже больший объем статей по этому вопросу, пока могу посоветовать обратиться в РАО. По этой ссылке rao.ru/index.php/polzovatelyam/teatram/avtory-i... указано, что у них имеется перечень пьес и авторов. Если что-либо из Ваших постановок окажется в том списке, то связываться с авторами следует через РАО.
Смысла оформлять международные права я не вижу, тк в любом случае основной документ, охраняющий права авторов – это Бернская конвенция, которая действует на территории всех стран-участниц, а их 166 государств. Я считаю, что с РАО стоит по возможности «дружить», на данный момент их требования вполне реальны, хотя довольно часто звучат как бред.
Мама дорогая, у меня сейчас мозг взорвется.
Похоже, в наше время поставить любимую пьесу - это такое же дорогое удовольствие для состоятельных господ, как заведение детей.
Ну так спектакли - они тоже как дети. Иногда даже более, чем.
Да и пока я все это меняю, у меня народ разбежится, обрадовавшись.
Еще с самими сценариями хер знает, что делать.
вымарано цензурой...И в итоге корку с дошираком кушаем мы. Артисты то бишь. Те, якобы ради кого все эти поправки принимались.