О пианизме, исполнительстве, педагогике и самом интимном
Так, быстро признавайтесь, кто из вас оставил мне позавчера на автоответчик просьбу об уроках фортепиано?
Я с русскими не занимаюсь.
У русских есть дурная привычка учиться в бесплатных музыкальных школах.
Я же занимаюсь с учениками только по одной единственной причине- у меня огромные ежемесячные расходы и периодическими непредсказуемыми композиторскими и концертными гонорарами их не покроешь.
Всё.
Это единственная причина.
Иначе я бы уже послала всех учеников знаете куда?
Знаете.
Почему все музыканты на свете ненавидят преподавание и шарахаются от него, как чёрт от ладана?
Сейчас я вам объясню раз и навсегда (музыканты и так знают).
Освоение музыкального инструмента- это кропотливый, тяжёлый и безразмерный процесс.
Если в любой другой профессии (даже музыкальной композиции) можно назначить сроки выполнения задания, то в выучивании музыкального произведения так, чтобы всё получалось элегантно, легко, естественно, красиво и убедительно, сроков назначить нельзя.
Почему?
А чёрт его знает.
У музыкантов есть такое понятие, как "незрелая программа", "Незрелый исполнитель".
Т.е. как бы всё на месте, но ещё зелёное, как незрелый фрукт.
А когда созреет?
А чёрт его знает.
Это зависит.
От чего?
От организма, от мозгов, от природы, от погоды, от климата, от возраста, от.....
Но когда уже всё созрело, никто не застрахован от сценического стресса.
Это когда на сцене человек теряет всё, что ещё вчера, ещё час назад получалось, а тут,
то ли вспотел и клавиатура стала скользкой, то ли спросил себя какая следующая нота и испугался, то ли в зале кто-то чихнул, то ли мысль куда-то ушла.
И всё.
Как будто ничего не было и надо всё начинать заново.
Знаете какое самое точное определение исполнительской професии?
СКОЛЬЗКАЯ!
И вот музыкант, со своей мамой и педагогами прошёл все эти круги ада и почувствовал себя, наконец (ё....т...м....) как рыба в воде.
Теперь он не просто владеет своим техническим аппаратом (это пианисты так называют руки), репертуаром и инструментом; но он ещё и может в реальном времени наполнить всё это своим сиюсикундными переживаниями. Он может выражать свои ощущения и состояния, тончайшие порывы души через ту музыку, которая у него сейчас под пальцами....
И тут к нему приходит фортепианный калека (то ли по причине дилетантизма, то ли по причине бездарности или лени) и говорит : НАУЧИТЕ МЕНЯ,
Т.е. ВЕРНИТЕСЬ В СВОЁ ТЯЖЁЛОЕ ДЕТСТВО, ОКУНИТЕСЬ В ЭТОТ АД, и НАЧНИТЕ С НАЧАЛА ТО, о чём, Вы уже с радостью давно ЗАБЫЛИ.
Нахрена?!?!??!
Только ради денег; и таких денег, которые приятно пощупать и положить на счёт, на это можно пойти.
Понятно?!?!?!
ПыСы. Когда я была юная и на лице у меня была написана наивность и беззащитность; ко мне любили привязываться всякие родители с заданием: ЗАМОТИВИРОВАТЬ брыкающееся чадо, заниматься фортепиано.
НЕ НАДО заниматься.
Займите своих детей чем-нибудь другим.
У моей покойной мамы была статистика, которую я продолжаю в своём поколении. Только ОДИН!!!! ОДИН!!!! процент профессиональных музыкантов отдаёт своих детей в музыку.
Но из этого процента и получаются звёзды.
Почему?
Потому, что предыдущие поколения уже наделали ошибок, потеряли время и поняли, как НАДО БЫЛО.
Примеры?
Марайя Карей, Денис Мацуев, Женя Кисин, Александр Рыбак, моя ЖЖ подруга Оля Перетятько (папа- в хоре, она- дива. С горшка знала, как надо было)
Если у меня буду дети, то буду и учить музыке, и вести и толкать.
Ссылки....б...приветствуются.
Оригинал ТУТkotjonok.livejournal.com/512160.html
@темы: Музыкантское, Нет слов, одни символы, Мордо кирпиччиозо, Лучше и не скажешь, (с) не мое
У моей покойной мамы была статистика, которую я продолжаю в своём поколении. Только ОДИН!!!! ОДИН!!!! процент профессиональных музыкантов отдаёт своих детей в музыку. Мой ребенок и дети моих коллег не относятся к этому одному проценту)). И не надо им этого.
А из-под палки разве что для общего развития, ликбез-минимум.
Потому как если человек не хочет сам учиться, его никто не научит.
А про свою дочь скажу - пока это ее не интересует, фортепиано то есть. У нее другие интересы, да и слава Богу! А надо будет ей это - всегда буду ей рада помочь.
Мой последний педагог по вокалу. Навидалась я их - огромное множество, поверьте мне. И столько, столько дала мне она за три месяца, не дал никто за всю жизнь. Консерваторское образование (училась у именитого педагога), солистка оперного театра.
Деньги - абсолютно "подъемные" для меня. При том что я не новый русский и не родственник нового русского. Когда я ей сказала - мол, наверное, вы могли бы брать и побольше? С вашим-то уровнем? Был мне ответ "я хочу помогать людям". Это первый и единственный ТАКОЙ человек, попавшийся мне на жизненном пути.
Но - да, занимается со взрослыми. У которых наличествуют некоторые способности и желание заниматься. И тем не менее.
Упаси Боже, не поймите меня неправильно!!! Труд музыканта должен быть ОПЛАЧЕН, и оплачен СООТВЕТСТВЕННО. И труд преподавателя - тоже.
Но если ученик не хочет заниматься, если его привели родители "для галочки", то ну его нафиг? Может, лучше два "маньяка" с желанием и способностями чем один деть нового русского, чей папа несет огромные деньги?
Это просто в качестве размышлизма, опять же, не поймите неправильно.
Хотя при этом при всем каким-то из ряда вон выходящим артистом я не стал.
А бывает, да, что ребенок лет до 14 валяет дурака, а потом ему с неба по темечку - тюк - и он начинает заниматься как одержимый.
А что труд музыканта должен быть ХОРОШО оплачен - подпишусь тремя руками. Потому что в настоящее время, живя далеко за пределами России, могу сравнить - сколько я получала на Родине за свой нелегкий труд, и сколько получаю теперь. И за 30-минутный концерт, отыграть который мне практически не стоит особых усилий, и во время которого я получаю неимоверное удовольствие.
Но пока не могу. Во-первых потому, что я за это взялся и несу ответственность.
Ну и , во-вторых, потому что тупо хочется кушать.
А еще у меня есть бесплатная ученица. Потому что человек очень сильно хочет, и все делает, что надо, и получается ведь, а вообще не на что и перспектив с этим ноль. Но всех желающих я, к сожалению, не потяну ни материально, ни физически. Самому-то тоже хочется и играть, и сочинять, и что-то с этим делать...
И вот - мой размышлизм.
Дети обладают колоссальной энергией, но большинство направляет ее на сопротивление учебному процессу. Многое приходится делать, проламываюсь буквально через это сопротивление. Вот если б эту силу, на не поперек потока, а по ходу его течения...
Подтверждаю как препод английского)))
И тут к нему приходит фортепианный калека (то ли по причине дилетантизма, то ли по причине бездарности или лени) и говорит : НАУЧИТЕ МЕНЯ,
Т.е. ВЕРНИТЕСЬ В СВОЁ ТЯЖЁЛОЕ ДЕТСТВО, ОКУНИТЕСЬ В ЭТОТ АД, и НАЧНИТЕ С НАЧАЛА ТО, о чём, Вы уже с радостью давно ЗАБЫЛИ. Даже Генрих Густавович Нейгауз с высоты своего педагогического полёта учеником "фортепианными калеками" не называл.
Только ради денег; и таких денег, которые приятно пощупать и положить на счёт, на это можно пойти. Пора менять профессию.
Почему все музыканты на свете ненавидят преподавание и шарахаются от него, как чёрт от ладана?
Это несколько хм...преувеличено.Далеко не все.
При том,что в этой статье определённо присутствует рациональное зерно, очень трудно согласиться с таким цинизмом,особенно в сфере искусства.
Зато сейчас, чем старше я становлюсь, тем более вдохновленно отношусь к своему делу. Ко всему, чем я занимаюсь в настоящее время, будь то преподавание фортепиано, вокала или выступление в качестве органиста.
Иногда драгоценное мироздание загоняет в такой угол, выползти из которого можно разве что на цинизме. Это я именно в профессиональном плане говорю.
Видать сильно достала человека ситуация.
Я ведь тоже так, как вчера, по жизни не выражаюсь обычно.
А тут как-то очень уж всё категорично. Аж передёрнуло. (с)
Вот, вы очень точно выразили мои чувства, а то я подбирала слова, подбирала, да так и не подобрала)
Но поскольку мне стало несколько ...обидно, побежала рассказывать про своего преподавателя)
Ну, возможно, действительно бывают моменты, когда по-другому никак, только на цинизме и выползешь...
Моменты бывают,это точно...К сожалению.
Когда мне было лет 5, у меня то ли отыскали некие музыкальные способности, то ли просто дома было пианино, но меня решили учить музыке. Пригласили учительницу, которая все первое занятие повторяла "держи руку так-то, или я рассержусь". Я тогда так напугался, что наотрез отказался от последующих занятий, даже с другими преподавателями. На гитару стал ходить уже подростком.
А они еще и дома ничерта не делают, хоть кол им на голове теши. За редким исключением.
Sagleri ИМХО, тут нужна золотая середина, в лучшем случае- понимание, почему у человека что-то не получается. Может ленится, а может, нервничает.
Так как если инструмент будет ассоциироваться только с травмирующими психику ситуациями, дома его и в руки брать не захочется, нахлынут воспоминания- "а вот на этом месте на меня наорали".
Я тоже был таким лодырем- из-за проблем с позвоночником и врожденным вывихом бедра должен был ходить сначала на лечебную гимнастику, а потом в теннисную секцию. Естественно, отлынивал как только мог.
А на начальном уровне, я считаю, надо учить не только спорту, всему - музыке в том числе. Потому что спорт - это работа тела, ее можно включать в любое время, а вот музыка - это более тонкая работа, и лучше ее включить, когда человек как раз развивается , закладываются основы личности. То есть, до семи. Но бывают и исключения, я знаю взрослых, которых в детстве "для здоровья" пытали спортивными секциями, в итоге все интеллектуальное юношеское счастье прошло мимо, пришлось наверстывать после 25. Но - наверстали же.
#Arven # ИМХО, бывает, когда человек хочет чего-то достичь, но не хочет прилагать усилия, тогда его можно заставить, выстроив цепочку через тернии к звездам. А бывает, когда вообще душа к делу не лежит. Тогда зачем насиловать? Будет заниматься, но из-под палки. Не лучше ли поискать другую область?
Если мама сможет мотивировать своего ребенка- да хоть личным примером, то хорошо, но давление скорее вызовет отторжение к предмету.
#Arven # Бывает, родители все-таки тащат ребенка в музыкальную школу силой и потом заставляют ходить. Конечно, хорошо учиться он не будет. А вот если расхотел из-за трудностей, тут, ИМХО, можно разбудить былое хотение, напомнить о великих музыкантах, которые в детстве тоже с этими трудностями столкнулись, предложить другой инструмент. Насиловать, ИМХО, нельзя, хотя порой сложно отличить капризы от желаний.
А любые капризы отсекаются простым вопросом: зачем тебе это нужно. Обычно те дети, кто действительно хочет чего-то, вполне в состоянии на него ответить. А капризуля начнет мэрзко применять голос или заткнется.
Проверено, и не раз.