О пианизме, исполнительстве, педагогике и самом интимном
Так, быстро признавайтесь, кто из вас оставил мне позавчера на автоответчик просьбу об уроках фортепиано?
Я с русскими не занимаюсь.
У русских есть дурная привычка учиться в бесплатных музыкальных школах.
Я же занимаюсь с учениками только по одной единственной причине- у меня огромные ежемесячные расходы и периодическими непредсказуемыми композиторскими и концертными гонорарами их не покроешь.
Всё.
Это единственная причина.
Иначе я бы уже послала всех учеников знаете куда?
Знаете.
Почему все музыканты на свете ненавидят преподавание и шарахаются от него, как чёрт от ладана?
Сейчас я вам объясню раз и навсегда (музыканты и так знают).
Освоение музыкального инструмента- это кропотливый, тяжёлый и безразмерный процесс.
Если в любой другой профессии (даже музыкальной композиции) можно назначить сроки выполнения задания, то в выучивании музыкального произведения так, чтобы всё получалось элегантно, легко, естественно, красиво и убедительно, сроков назначить нельзя.
Почему?
А чёрт его знает.
У музыкантов есть такое понятие, как "незрелая программа", "Незрелый исполнитель".
Т.е. как бы всё на месте, но ещё зелёное, как незрелый фрукт.
А когда созреет?
А чёрт его знает.
Это зависит.
От чего?
От организма, от мозгов, от природы, от погоды, от климата, от возраста, от.....
Но когда уже всё созрело, никто не застрахован от сценического стресса.
Это когда на сцене человек теряет всё, что ещё вчера, ещё час назад получалось, а тут,
то ли вспотел и клавиатура стала скользкой, то ли спросил себя какая следующая нота и испугался, то ли в зале кто-то чихнул, то ли мысль куда-то ушла.
И всё.
Как будто ничего не было и надо всё начинать заново.
Знаете какое самое точное определение исполнительской професии?
СКОЛЬЗКАЯ!
И вот музыкант, со своей мамой и педагогами прошёл все эти круги ада и почувствовал себя, наконец (ё....т...м....) как рыба в воде.
Теперь он не просто владеет своим техническим аппаратом (это пианисты так называют руки), репертуаром и инструментом; но он ещё и может в реальном времени наполнить всё это своим сиюсикундными переживаниями. Он может выражать свои ощущения и состояния, тончайшие порывы души через ту музыку, которая у него сейчас под пальцами....
И тут к нему приходит фортепианный калека (то ли по причине дилетантизма, то ли по причине бездарности или лени) и говорит : НАУЧИТЕ МЕНЯ,
Т.е. ВЕРНИТЕСЬ В СВОЁ ТЯЖЁЛОЕ ДЕТСТВО, ОКУНИТЕСЬ В ЭТОТ АД, и НАЧНИТЕ С НАЧАЛА ТО, о чём, Вы уже с радостью давно ЗАБЫЛИ.
Нахрена?!?!??!
Только ради денег; и таких денег, которые приятно пощупать и положить на счёт, на это можно пойти.
Понятно?!?!?!
ПыСы. Когда я была юная и на лице у меня была написана наивность и беззащитность; ко мне любили привязываться всякие родители с заданием: ЗАМОТИВИРОВАТЬ брыкающееся чадо, заниматься фортепиано.
НЕ НАДО заниматься.
Займите своих детей чем-нибудь другим.
У моей покойной мамы была статистика, которую я продолжаю в своём поколении. Только ОДИН!!!! ОДИН!!!! процент профессиональных музыкантов отдаёт своих детей в музыку.
Но из этого процента и получаются звёзды.
Почему?
Потому, что предыдущие поколения уже наделали ошибок, потеряли время и поняли, как НАДО БЫЛО.
Примеры?
Марайя Карей, Денис Мацуев, Женя Кисин, Александр Рыбак, моя ЖЖ подруга Оля Перетятько (папа- в хоре, она- дива. С горшка знала, как надо было)
Если у меня буду дети, то буду и учить музыке, и вести и толкать.
Ссылки....б...приветствуются.
Оригинал ТУТkotjonok.livejournal.com/512160.html
@темы: Музыкантское, Нет слов, одни символы, Мордо кирпиччиозо, Лучше и не скажешь, (с) не мое
Пожалуй, да, такой вопрос может помочь. Но ребенок не всегда способен сформулировать причину, например, если она вызвана неблагополучием в семье, или даже боится, что его поднимут на смех, отругают или начнут стыдить. Например, я всегда хотел заниматься не тем, чем старшая сестра, и только недавно понял, что для того, чтобы не быть объектом для ее самоутверждения.
Смотрел когда-то мультик, South Park, кажется, там детская спортивная команда в каждом матче старалась проиграть, чтоб потом не мучиться тренировками. Но их противники тоже не хотели выигрывать и так герои дошли до финала. В конце они добились своего- "Нас дисквалифицировали! Ура!"
...а вот Спиваков, кстати, говорил, что надо драть, а не прислушиваться.)))) Потому как обычно прислушиваться-то и не к чему.
Sagleri #Arven # Мы в музыкальную школу шли без особого восторга,но с интересом. А вот как пошли трудности, так и приходится драть. А с желанием только компьютер и улица.
На самом деле можно попробовать объяснить,что занятия на инструментах помогут ему научиться мыслить и работать концентрированно и детально, у людей,владеющих игрой на музыкальных инструментах,значительно лучше реакция,оценка ситуации в целом и в частностях. Ну и так далее.Короче, оно ум и сообразительность развивает знатно)
Разве хорошему программисту не надо быть умным и сообразительным?))
Кстати, все эти потачки "бедным деточкам" начались с середины ХХ века, когда безмужним дамам стало некуда девать время, силы и любвеобильность. А до того деточки вкалывали наравне со взрослыми, и толку и от них, и для них самих было значительно больше. Человек, не приученный с детства к регулярному и не всегда увлекательному труду, - несчастный человек. Поскольку жизнь состоит отнюдь не из одних развлечений. А нынешние детки приучаются всеми силами - и родителями, и кино, и прочими общественными ресурсами - считать именно так и жестоко обламываются, столкнувшись с тем, что, оказывается, кроме прав есть ещё и обязанности.
Кроме того, регулярные занятия музыкой не только приучают к ежедневному труду, но и учат учиться (простите за тавтологию), то есть крайне полезному навыку, у современной молодёжи практически отсутствующему (постоянно сталкивалась с этим как педагог за последние лет пятнадцать). А ещё музыка развивает не только интеллект, но и душевные качества, и воспитывает.
Ещё пример по поводу "заставлять или нет", из моей собственной биографии: до сих пор страшно жалею, что когда мне директор муз. школы предложил взять вторую специальность - скрипку (я училась тогда в четвёртом классе муз. школы по специальнсти "фортепиано"), моя матушка предложила мне решать самой. Ну, я и решила: посчитала количество экзаменов и всего прочего и отказалась. Локти кусаю до сих пор!
Не стоит думать, что дети навсегда останутся детьми и их мнение касательно занятий музыкой не изменится. Кроме того, это ещё одна профессия, конечно, не бог весть какая хлебная, но, бывает, и это может выручить. Так что нечего им болтаться без дела, пусть учатся!))
Яромила Вранова Полностью согласен и всецело поддерживаю.
Да, мы, садисты, такие...У нас сейчас похожая ситуация. Сын заканчивает четвертый класс по специальности ф-но. Скрипкой,как дополнительным инструментом, мы занимаемся уже год. Когда сын сдавал по ней зачет, предложили взять второй специальностью. Я,конечно,ради приличия спросила хочет ли он этого сам. Он прикинул сколько экзаменов сдавать и сказал,что не хотел бы. Я покивала,пошла в школу и одновременно с напоминанием внести в список меня, попросила внести в список и его.)))
*Удав наконец-то понял, что такое Гордиев Узел, но было уже поздно...*
В детстве матушка отдавала меня исключительно туда, куда мне абсолютно не хотелось,а именно на всякие танцы.Продлились эти мучения класса до пятого и особо ничего в памяти не оставили.
С детства мне очень нравилось петь. В 12 лет подруга привела меня в кружок вокала, там внезапно сказали, что это просто клад.) С тех пор я занималась вокалом в разных местах, с разными преподавателями, наконец, решила идти на курсы в Гнесинку, чтоб потом поступить... там меня встретили довольные собою барышни в годах, миссией которых явно являлось внушить мне, что я бездарность, а они лишь выделяют мне немного времени, раз уж мне надо и я плачу. Было очень неприятно, много истерик, голос прятался всё глубже. В итоге я бросила курсы и решила, что лучше я останусь на том уровне,что есть, чем буду так над собой издеваться. Вот так порой влияют на решения неправильные преподаватели. Я верю, что в Гнесинке есть хорошие люди, но мне они не достались, к сожалению. Но на том история не кончается) Мне почти 19 и внезапно в голову ударяет безумное желание учиться игре на скрипке. И вот начала учиться, наплевав на стереотипы о том, что на таком инструменте надо с малых лет и т.д...Но я могла бы сто раз передумать, если бы не нашёлся человек, который и с инструментом помог, и стал преподавателем. Огромная благодарность ему за то, что находит для меня время и подходит к процессу с душой) Редкий случай, когда преподаватель не просто "скучный злой препод", каких в университете хватает, а настоящий друг и помощник. И несмотря на то, что мне уже сейчас трудно, потому что при каждом неприятном звуке от моей игры я вижу, что домашним неприятно, я буду стараться и бросать не хочу.
P.S. Мне кажется, что автор исходной статьи чуть перегнул палку...ведь если бы все музыканты так относились к преподаванию, то откуда взяться следующим поколениям музыкантов?Бывают гениальные самоучки, но редко. Если придерживаться статистики про 1 процент - тоже маловато. Вот и думаем...)