воскресенье, 06 сентября 2009
По наводке многоуважаемого пана Микеша (
Мэндор108) была раздобыта интересная статья о необычных скрипках.
Я позволил себе некоторую вольность относительно авторского варианта и безжалостно покромсал полстатьи (в оторванной половине идет речь о совсем уже извратных формах издевательства над благородным инструментом, кто пожелает - сможет сходить по родной сылке и полюбоваться на этот кошмар).
Но и то, что выжило после моей изуверской кройки, весьма и весьма познавательно.
Необычные скрипки
Необычные скрипки
Автор: xryndel
...Начнём с пошета. Пошет (также пошетта) — это по сути очень маленькая скрипка, ~35 см, но имеющая громкий звук, предназналась для ношения в кармане (отсюда и название, фр. pochette — карманный).
У первых пошетов было 3 струны, позже стали делать модели с 4 струнами.
В основном пошет использовался танцмейстерами в 16-18 веках, для того чтобы наигрывать ученикам мелодию танца, а также отсчитывать ритм. Обычно у пошета такой же по длине гриф, как и у скрипки, но корпус очень маленький, поэтому его упирали в плечо (а не клали на плечо), что позволяло одновременно наигрывать мелодию и отплясывать фигуры из танца.
Пошет

Ребек и пошет

Пошет, 1740

Еще один пошет

Два пошета, созданные в конце 19 века

Пошет, созданный в начале 19 века


Пошеты в форме груши, середина 19 века


Пошеты из музея Виктории и Альберта в Лондоне



Работа мастера Filip KUIJKEN, копия пошета неизвестного мастера 17 века, который сейчас хранится в Музыкальном университете Мусасино в Екоде, Токио. Вся длина инструмента — 470 мм, струн — 276 мм.




А так выглядели танцмейстеры:



Другой класс миниатюрных скрипок — скрипки-трости.
Такие трости брали на прогулки, чтобы при случае слиться в единстве с природой: присоединиться к пению птиц или журчанию речки :-) Сверху скрипки надевался небольшой кожух, ручка трости была откручивающейся, смычок при ношении находился внутри трости.
Прогулочная скрипка-трость, Германия, примерно 1900 год.



Прогулочная скрипка-трость, Миттенвальд, Германия, 1880 год.


Различные нестандартные скрипки:
Норвежская семиструнная скрипка,18 век (?)

Восьмиструнная скрипка (струны натягиваются парами),Хардангер, Норвегия, 1926


Скрипка с узким корпусом,19 век

Скрипка с ладами (как на гитаре),1890 год


Скрипка с машинками (как у гитары) для настройки вместо колков, конец 19 века


Угловатая скрипка, 19 век


Скрипка, инкрустированная с оборотной стороны и по краям, Германия, 19 век


Баварская скрипка с резной оборотной стороной,1860 год

Скрипка, стилизованная под лиру. Европа (?), 19 век


Скрипка-банджо с двумя обтянутыми кожей барабанами.Франция, начало 20 века


Покрытая латунью церковная скрипка,18 век

А ещё мастера любили украшать головки скрипок какими-нибудь фигурами, прямо как носы кораблей.








В начале 19 века учёный Феликс Саварт (Felix Savart , 1791–1841) исследовал различные вопросы, связанные с акустикой. На основании своих выводов он предложил новую форму скрипки:

Треугольная фолк-скрипка, сделанная под влиянием открытия Саварта.США (?), 1860

Франсуа Шано (François Chanot, 1788–1825) вдохновленный открытием Феликса Саварта сделал скрипку без углов, считая, что углы задерживают вибрации звука. Многое в этой скрипке напоминало гитару. Он не стал использовать традиционный скрипичный струнодержатель и крепил струны почти к самой поверхности скрипки так же, как это делается на гитаре.
Скрипка, сделанная в мастерской Chanot & Lété, Париж, 1819 год



Кроме того он использовал другую, упрощенную форму эф, способствующую (как ему казалось) лучшему звуку. (Называть их после этого эфами немного неверно. На английском языке слово «эфа» пишется как «f-hole», т. е. эфа — это дырка в форме буквы «f». А эфы Шано уже не похожи на букву «f».)

Шано повернул головку скрипки в обратную сторону, чтобы было удобнее крепить струны к колкам.



Звучание скрипок Шано сравнивали со скрипками Страдивари, и после этого появилось много мастеров, которые использовали схожие приемы при изготовлении скрипок:
Квартет инструментов Шано (альт, виолончель и 2 скрипки). Париж, 1819–1820 годы

Италия (вероятно), 18 век

Скрипка выполнена в стиле Guseto. Начало 19 века



В конце 19 века стали делать беззвучные скрипки, у которых мог быть удален почти весь корпус. Имея такую скрипку, можно было не действовать соседям на нервы (еще можно использовать сурдину или класть тряпочку под струны, но это плохо). Можно заметить, что некоторые из них похожи на электроскрипки, но электроскрипки делают такими для того, чтобы уменьшить их вес (даже после этого электроскрипка весит больше обычной скрипки).
Две беззвучные скрипки, 19 век

Конец 19 века***1880 год***1890 год***Плоская скрипка.Чехия, 1910 год




Современная беззвучная скрипка


Строх-скрипка (в английском языке используется много разных названий: Stroh violin, strohviolin, phonofiddle, violinphone, phono) — скрипка, которую изобрел в 1899 году Строх (Johannes Matthias Augustus Stroh). Даже патент имеется:

Строх-скрипка представляет собой гибрид скрипки и трубы. Дело в том, что в те времена в звукозаписывающих компаниях использовался фонографический способ записи, и звук обычной скрипки был слишком слаб. После изобретения Строха, его скрипки стали очень часто использоваться при звукозаписи вплоть до 1920 года, когда был изобретен электрический микрофон.
Изображение строх-скрипки:

Помимо строх-скрипок, выпускались строх-виолы и скрипки других производителей, которые тоже так или иначе использовали трубу, но в них очень легко запутаться.
*****
Ну, а кто желает перейти от исторического экскурса к кунсткамере и полюбоваться на разнообразные извращения вроде скрипки с пенопластовым корпусом, скрипки, скрещенной с...велосипедом и так далее - милости просим по сылке на оригинальную статью:
xryundel.livejournal.com/18431.html
@темы:
Музыкантское,
Скрипичное,
Уголок маньяка