AUDENTES DEUS IPSE JUVAT
25.02.2010 в 15:49
Пишет  Lucrezia di Borgia:

О традициях и настоящем искусстве
Иногда я делаю пробег по дневникам - читаю избранное избранных. Не всех, конечно, на всех у меня, естественно, не хватает времени. Только посты тех, кто связан каким - то образом с музыкой. Недавно в одном из комментов моей ПЧ наткнулась на высказывание одной девицы (а разговор шел об исполнении " Рассказа Мадлен " из " Андре Шенье";). Девица с пеной у рта доказывала, что слушать надо исключительно Тебальди, что это - настоящее исполнение. В лучших традициях, так сказать. Ну или что-то вроде этого. Я вот сначала решила ответить на это весьма необоснованное восклицание, что вообще-то у всех разное восприятие на подобные исполнения - кому-то ближе (как, например, мне) Мария Каллас в данной партии, кому-то Норма Фантини, кому-то та же Анна Шафажинская...Потом подумала и решила, что не стОит. Нет смысла доказывать что-то зацикленным на подобных вещах людям...Да и ко всему прочему это - только предисловие к размышлениям.
Вообще, когда в искусстве говорят о традициях, это слово употребляется обычно с тёплым, положительным оттенком, дескать, традиции — это прекрасно. На самом же деле ничего хорошего в них нет. Не надо забывать, что слово традиция имеет общий корень с таким широко известными всем любителям оперы итальянскими словами, как tradire, tradimento, traditore — предавать, предательство, предатель. Традиции в искусстве — это и есть самое настоящее предательство тех целей, ради которых искусство, собственно, и существует.
Мне очень понравилась рассуждения на подобную тему музыковеда А. Гопко, отрывки из которой есть смысл привести ниже. Плюс - мое собственное восприятие.
"Один немолодой и весьма почтенный баритон с восхищением пересказывал мне слова какого-то итальянца, что, мол, "традиция — это когда ты лежишь у мамки в брюшке и слышишь, как надо петь". Сказано красиво. Но что можно услышать из мамкиного брюшка? Очень и очень разное. Даже в Италии. Можно Майкла Джексона, можно Челентано, можно "Ошьи шьорные" в исполнении Паваротти… Но дело даже не в этом, а в том, что если ты вылезаешь из брюшка, уже зная, как надо петь, то лучше тебе не петь никогда. Ибо искусство — это поиск. Плох тот певец, который знает, как надо петь. Плох тот режиссёр, который знает, как надо ставить. Плох тот писатель, который знает, как надо писать и т.д.

"На моих глазах автобус столкнулся с камазом". "Я пробовал тушёные крокодильи хвостики". "Я видел бородатую женщину". "А мне посчастливилось услышать из пятого ряда седьмого яруса, как великий тенор Базилио Пуппини взял своё легендарное до". Всё это высказывания одного порядка, и к искусству они не имеют никакого отношения.

Вспоминается злая шутка противников Верди, придуманная ещё при жизни композитора. Что самое знаменитое у Верди? "Трубадур" (на тот момент это было так). Что самое знаменитое в "Трубадуре"? Стретта Манрико. Что самое знаменитое в стретте Манрико? Конечно же, верхнее до! Да, но у Верди этой ноты нет. Самое знаменитое у вашего Верди написано не им!

Прошло уже больше полутора веков, а эта безвкусная крикливая нота до сих пор торчит, как заноза, в теле многострадального "Трубадура". Доходит до того, что тенора транспонируют эту арию, чтобы вместо несуществующего до брать несуществующий си-бемоль! А когда лет десять назад Риккардо Мути в "Ла Скала" убрал это до к чертям собачьим, разразился настоящий скандал, поднятый ревнителями "традиций из брюшка".

читать дальше

Я видела много постановок "Евгения Онегина". Одни были получше, другие похуже. Но мне не встретилось ни одной, из которой современные онегины могли бы увидеть, что эта история имеет к ним самое непосредственное отношение.

Я видела много постановок "Тоски" и множество раз слышала арию Vissi d’arte, vissi d’amore. Однако ни разу не наткнулась на исполнение, из которого современные тоски поняли бы, как это бывает безнравственно и опасно — жить только искусством и любовью.

Оперные традиции сейчас не так сильны, как несколько десятилетий назад. Оперный театр стал более разнообразным, и новый главный "тренд" пока что не виден. Возможно, именно сейчас решается судьба оперы — сумеет она порвать с традициями и занять достойное место в интеллектуальной жизни человечества или, наоборот, окончательно увязнет в них и превратится в ископаемое наподобие китайской оперы и театра кабуки.

Тот факт, что ходить в оперу сейчас модно, ни о чём не говорит. Залы традиционных восточных театров тоже битком набиты ничего не понимающими туристами. И в мавзолеи порой выстраиваются огромные очереди…

URL записи


@темы: Музыкантское, Лучше и не скажешь, Кросспост и пиар, (с) не мое, Музыка

Комментарии
25.02.2010 в 16:57

Каждый электрик желает знать, где сидит фаза
Sagleri Прочитал и почему-то вспомнил "Нюрнбергских мейстерзингеров".
А ведь правильно. Я, приходя в театр, вообще ничего не знаю об этих верхних нотах, но тем не менее могу наслаждаться музыкой и действием.
25.02.2010 в 23:37

Надо жить умеючи, надо жить играючи, в общем,братцы,надо жить ПРИПЕВАЮЧИ (житейские воззрения кота Мура )
Ну,как сказать... С тем, что не надо копировать уже существующие интерпретации, я согласна. Слепое подражание говорит об отсутствии индивидуальности и самостоятельного мышления.Но...Не согласна с тем, что традиции - это зло. До того,как композитор напишет произведение, он изучит подробно то, что было написано до него. Те самые традиции предыдущих поколений,школу получает,фундамент.То же самое исполнители ,особенно обучающиеся, да и профессионалы- слушают исполнения великих и учатся у них. Есть определённые традиции исполнения произведений Баха, Моцарта, Бетховена и т.д.Они основаны на подробном изучении музыки каждого из композиторов. Если традиционные украшения или штрихи стиля Баха применить к произведениям Моцарта или Бетховена, получится не очень хорошо,мягко сказать. На изучении вековых традиций, на этом фундаменте вырабатывается свой собственный стиль. Другое дело,что слепое , бездумное обезьяничание и подражательство - это есть вред ,зло и безвкусица.
26.02.2010 в 00:39

AUDENTES DEUS IPSE JUVAT
#Arven # Я так понял, что тут идет речь о следовании традициям не в процессе обучения, а в творческой работе вполне зрелого артиста. И тут да - держаться традиций гораздо проще и спокойнее. Но...
26.02.2010 в 01:49

Надо жить умеючи, надо жить играючи, в общем,братцы,надо жить ПРИПЕВАЮЧИ (житейские воззрения кота Мура )
Sagleri Да это я поняла. Просто меня задела, во- первых,категоричность, почти такая же,как у той девицы с Тибальди. А во-вторых, тот абзац, где говорится,что к авторскому тексту надо относиться,как к рукописи молодого неизвестного автора. Если наш современник принёс рукопись -то всё понятно,это можно исполнять как угодно,в наше время всё возможно. Хоть и в пьесе Чехова "доставать из тумбочки фаллоимитатор" (пардон за грубость).Когда мы исполняем произведения классиков,мы изучаем их время,их круг общения,события их жизни, произведения,уже написанные ими.И именно для того,чтобы передать дух и мысли автора,тот самый авторский текст. Иначе это уже не Чехов (Чайковский, Бетховен, Верди...) ,а автор - соавтор. И что же это за драматург такой хороший,который изначально рассчитывает на то,что его произведение станут коверкать? Если можно так подходить к тексту-почему нельзя в таком случае менять ноты? Это же одно и то же получается? Если у автора написана лига - играть надо лигу,а не отрывисто,композитор был в сознании,когда писал.Иначе это самоуправство.Стравинский И.Ф.вообще запрещал как-либо интерпретировать написанное им,только текст и никаких исполнительских нововведений. Вот я об этом. А то противоречие получается. Прошу прощения за сумбур, косноязычие у меня сегодня...
26.02.2010 в 13:31

AUDENTES DEUS IPSE JUVAT
#Arven # Ну, некоторые господа дирижеры меняют и ноты. Сам имел счастье наблюдать.
А вообще - во всем должно быть чувство меры. Я не берусь судить за всех, но скажу за себя. Некоторые произведения я удовольствием играю так, как написано - потому что меня это устраивает, радует, кажется мне гармоничным, т.е. созвучно мне на все сто. А некоторые безобразно переделываю - в плане темпа, акцентов, украшений всяких. Потому как если я буду играть это так, как написано - я скончаюсь или засну. Мне скучно и сонно. Но саму вещь играть хочется. Вот такой вот парадокс.
Кстати, переделывается оно само, я над этим не задумываюсь ни грамма.
Тут все зависит от внутреннего созвучия. Вот как-то так на мой взгляд.
26.02.2010 в 13:50

Надо жить умеючи, надо жить играючи, в общем,братцы,надо жить ПРИПЕВАЮЧИ (житейские воззрения кота Мура )
Sagleri Чувство меры - это да, это правильно .Я и сама не придерживаюсь буквально каждого "крючка" ,если где-то логично ускорить или замедлить,скажем,перед ферматой,или ещё что ,вписывающееся в естественное развитие,делаем,не стесняемся. Просто у нас в консе настолько часто встречается такое безразМЕРное самоуправство либо просто невнимательность к авторскому тексту и столько усилий вкладывается в лечение этой болезненной "инициативы" ,что задело прям по живому на весь вечер. Вот ) .А вообще со многим в посте я согласна)
26.02.2010 в 14:07

AUDENTES DEUS IPSE JUVAT
#Arven # Есть еще такая "детская болезнь левизны" - когда господа студиотусы принципиально лезут все переиначивать. Желают показать свою уникальность, причем намеренно - вот с этим мы тоже боремся при помощи лома и такой-то матери.
Если по мне - то ученикам проявлять инициативу вообще не положено, пока не овладеют способностью понимать то, что хотел сказать композитор. И ведь даже тут индивидуальность все равно вылезет, человек же не самоиграйка из "Сибелиуса", и не надо специально за ней гоняться, сама проявится в свое время.
26.02.2010 в 14:22

Надо жить умеючи, надо жить играючи, в общем,братцы,надо жить ПРИПЕВАЮЧИ (житейские воззрения кота Мура )
Sagleri Абсолютно согласна. А то как-то было, играли со студенткой 2 сонату Грига, в 1 части Аллегро виваче она принципиально желала играть медленно,ей ,видите ли, так хотелось. И стоило немалых трудов убедить её ,что такая трактовка никакого отношения к музыке Грига не имеет. Да много бывает всякого "весёлого". А то ещё с парнем ,тоже Грига,только 1.Категорически отказывался слушать записи и играл...в общем,кошмарно.Говорил,что в тексте всё и так написано, никакой надобности нет кого-то там слушать.А вечером перед экзаменом пошёл таки послушал. В результате экзамен был перенесён на осень в результате честно заработанного "неуд".

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии